Лотос в буддистской традиции символизирует чистоту и просветление. Цветы лотоса ценят не только за красоту. Кроме созерцания декоративных качеств цветок используют в кулинарии, медицине. В основном в пищу употребляют его корневище - подземный стебель. Корень лотоса богат клетчаткой, витамином С и другими полезными микроэлементами. В Японии он входит в состав многих новогодних блюд, поэтому его пиковые продажи приходятся на декабрь.
Префектура Токусима - вторая в Японии область по объему производимого в пищу лотоса. Каждый год там собирают и перерабатывают 7000 тонн корней лотоса. Основная площадка выращивания находится в городе Наруто. Почва там богата глиной, а это позволяет увеличить урожайность.
Лотос в жизни Сумико Сайто
В Наруто находится ферма 70-летней Сумико Сайто, где производят необычный продукт - соленья из корня лотоса по старинным рецептам. Сумико с детства любила ухаживать за цветами. Ее бабушка преподавала мастерство икебаны, и часто они вместе украшали буддийский храм в городке Ава, которым с 14 века управляла их семья. Выбор профессии для Сумико был предопределен. Она стала флористом и занималась созданием дизайнерских букетов.
Когда Сумико вышла замуж за фермера Юджи Сайто, по обычаю она должна была оставить профессию и помогать мужу в ведении семейного предприятия по производству корней лотоса. Но родители Юджи, фермеры в седьмом поколении, были против того, чтобы невестка бралась за мотыгу.
Судьбоносный конкурс в Токусиме
Так и продолжала бы Сумико делать букеты, если бы в 2013 году в Токусиме не прошел конкурс для создателей сельскохозяйственных продуктов в авторской обработке. Для участия в конкурсе Сумико придумала новый рецепт. Первоначальный замысел был в том, чтобы использовать мелкие корешки лотоса, которые обычно утилизируют. По диаметру они вдвое меньше, чем те, что продают на рынке, и достаточно мягкие, чтобы употреблять их в пищу сырыми.
Сумико также доработала рецепт и добавила в ингредиенты сладкий перец и семена лотоса со стеблями. Приготовленные ею соленья заняли второе место. Идею извлечь выгоду из массового производства продукта подал правительственный чиновник на вручении награды.
Начало семейного бизнеса
Запуск в продажу потребовал дополнительной работы. Чтобы продукт подходил и детям, и пожилым людям, добавили в рецептуру сахар для снижения кислотности маринада. Сроки переработки свежесобранных корней сократили до 24 часов.
К тому времени госпожа Сумико уже овдовела, и летом 2015 года вернулся домой из Осаки ее 42-летний сын Акира. С его помощью в ноябре 2015 года соленья идеально выверенной рецептуры поступили в продажу.
Сейчас маринованный корень лотоса по авторскому рецепту Сумико Сайто продается и в крупных супермаркетах, и на уличных ярмарках. Красочные баночки раскупаются быстро, несмотря на далеко не дешевую цену. Одна баночка стоит около 1300 йен, что в пересчете составляет около 760 рублей.
Расширение на запад
Акира и Сумико Сайто заинтересованы в расширении бизнеса и сохранении традиций. Количество фермеров в Японии, которые выращивают корень лотоса, постепенно уменьшается. Импортный продукт из Китая теснит позиции местных производителей.
Корень лотоса пользуется спросом в немногих странах, поэтому предприниматели нацелены на популяризацию своего продукта. Им хотелось бы, чтобы как можно большее количество людей узнало об этом полезном и вкусном продукте.