В конце июня 2019 года Правительство РФ постановило провести эксперимент по маркированию некоторых категорий молочной продукции. Минсельхоз и Минпромторг России выполнили данное постановление, приняв рекомендации по его проведению.
Позиция министров
Сейчас уже работает электронная сертификация «Меркурий». Дмитрий Патрушев, глава Министерства сельского хозяйства, отмечает, что она работает очень успешно, справляясь с возложенными на нее задачами по контролю и борьбой с фальсификатом и контрафактом. Нововведение улучшит и дополнит уже действующую систему. Это в интересах простых покупателей и представителей бизнеса.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров подтверждает слова коллеги, и говорит, что потребитель будет уверен – покупаемый продукт качественный и не подделка. Для бизнеса откроются возможности уменьшить свои расходы на производство, благодаря тесной интеграции.
Круг участвующих в процессе и заинтересованных сторон широкий. Это не только сетевые монстры и крупный бизнес. В обсуждении и поиске верных решений задействованы представители мелкорозничной торговли, а также переработчики молока и производители готовой продукции.
Мнение Союзмолоко
Союз производителей молока не согласен с обязательной маркировкой, пока не оценит ее необходимость. Они считают, что Правительство обошло необходимые процедуры по оценке, приняв решение в форме Распоряжения. При введении обязательной маркировки для всего сегмента молочки бизнес понесет большие финансовые затраты. Планировалось, что маркирование будет введено после эксперимента и его анализа.
Возникла странная ситуация, когда новые меры, призванные сократить расходы предпринимателей, наоборот грозят их увеличением и финансовыми потерями. Ранее принятые рекомендации для бизнеса в новом документе отсутствуют. Необходимый и закрепленный законом анализ был проигнорирован, а выгода от нововведения не покроет затраты на них. Все это не вызывает доверия по причине засекреченности участников эксперимента, а самых крупных игроков этого рынка среди них нет.
Руководитель Союза уверен, что предприятия молочной промышленности не успеют переоборудовать свои производства в принятые государством сроки к 2020 году. Продукт сложный, сроки годности короткие. Требуемые затраты огромны, а процент контрафакта сейчас в этой отрасли очень низкий – всего 0,01%. Их мнение, как и бизнесменов не учтено, закон нарушен и необходимости маркировки нет.